Методического объединения учителей гуманитарных наук (русский язык и литература, белорусский язык и литература) - Старобинская средняя школа Солигорского района

Методического объединения учителей гуманитарных наук (русский язык и литература, белорусский язык и литература)

Учебное занятие по учебному предмету "Русская литература" в 10 классе. Учитель: Петроль Дарья Евгеньевна

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра
развернуть

Урок русской литературы в 10 классе

 

Тема: История создания романа «Война и мир». Особенности жанра

 

Цель урока: ознакомление с историей создания романа, формированием авторского замысла, раскрытие его своеобразия, композиции, смысла заглавия, обучение конспектированию.

 

Методические приемы: лекция учителя, беседа, презентация, работа с учебником.

 

Ход урока:

 

  1. Орг. момент. Запись эпиграфа к уроку:

«Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика

новорождённого ребёнка до последней вспышки чувства умирающего

старика, все горести и радости, доступные человеку, - всё есть в этой картине».

Н. Страхов.

 

  1. Вступительное слово учителя.

Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа». Поэтому, когда в середине 50-х годов стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.

Первоначально задумывался роман «Декабристы», Герои Петр Лабазов и его жена Наташа возвращаются в 1856 году из ссылки.

Встречаясь с декабристами в эти годы, Толстой был поражен, как нравственно сохранились эти люди, и в своём новом романе он хотел сравнить людей нового поколения со старым декабристом, распространяющим на всё свой строгий и несколько идеальный взгляд.

Писатель много работает в архивах, читает мемуары участников войны 1812 года и постепенно замысел его меняется, меняется и общая идея романа.

Если первоначально главной была «мысль дворянская», то затем любимой идеей Толстого становится «мысль народная».

2.1. Формирование замысла определил сам автор:

1856 год  - начало замысла. «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию», - писал Л.Н.Толстой.

1825 год  - восстание декабристов. «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя», говорит автор.

1812 год  - война. «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».

1805 - 1807 годы  - заграничные походы русской армии. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама», - говорил Толстой.

 

Работе над романом Толстой отдал около 7 лет (1863-1869). Нередко главы переписывались 12-13 раз. С. А. Толстая писала: «Счесть, сколько раз я переписывала «Войну и мир» невозможно». Сам Толстой говорил: «Каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.

«Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема - судьба народа, народ  - основа нравственных и моральных устоев общества.

 

  1. Изучение презентации по теме

 

2.2 В романе автор показал:

  1. «Кто истинный герой?» - общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
  2. Истинный и ложный патриотизм.
  3. Назначение женщины  - сохранение семейного очага.

 

В романе более 600 (550) действующих лиц.

    В романе 4 тома и эпилог: I том - повествует о событиях 1805 года.

II том - 1806-1811 годы.

III том - 1812 год.  

IV том -1812-1813 годы

Эпилог - 1820 год.

 

По мере продвижения работы шли наряжённые поиски заглавия романа. Первоначально – «Три поры».

- Как вы считаете, почему такое название, о каких трёх порах говорит Толстой? (до войны 1812 года, война и послевоенное время)

В 1866 году появляется вариант «Всё хорошо, что хорошо кончается».

В 1867 году – «Война и мир».

2.2. Смысл названия романа.

Мир – отсутствие войны;

Мир – народ, человечество, крестьянская община, согласие и единство.

Толстой писал и так, и так; это говорит, что в толстовском значении переплетаются все оттенки этого понятия.

Война – не только «вооружённая борьба между государствами», но и «борьба, враждебные отношения с кем-нибудь», а в представлении толстого, ещё и всё, что может разъединять людей, например эгоизм, алчность.

2.3. Объяснение понятия «роман-эпопея».

Сам Толстой говорил: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника.

«Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».

Роман-эпопея  - наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс (записать в тетради).

Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще несколько томов. (По «Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева.)

 

Физкультминутка

 

2.4. Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир».

А сейчас определим черты эпопеи в романе:

Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).

- События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).

- Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).

- Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).

- Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).

- Огромное количество человеческих характеров.

- Большая протяженность во времени (15 лет).

- Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино

 - Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.

      

Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», - я выбрал бы «Войну и мир».

 

  1. Проверочная работа. Цель: выявить степень усвоения материала.

 

Ответьте кратко на вопросы.

  1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого? ___________________________________________________________________

 

  1. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты. ____________________________________________________________________

 

  1. Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________

 

  1. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Рефлексия
  2. Подведение итогов, выставление отметок
  3. Домашнее задание: Том 1, часть 1 перечитать.

VOJNA_I_MIR_istor_sozdania

свернуть

Учебное занятие по учебному предмету "Русский язык" в 9 классе. Учитель Долматович Наталья Николаевна

Тема "Тире в бессоюзном сложном предложении"
развернуть

Урок в 9 классе. Тема «Тире в бессоюзном сложном предложении»

Тип урока: систематизация и обобщение знаний учащихся

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки-друдлы, оценочные листы, кластеры, таблицы

Цели урока: систематизация и обобщение знаний учащихся о БСП, повторение смысловых отношений между частями БСП, отработка навыков постановки тире в БСП; создание условий для развития навыка составления схем сложных предложений, навыков монологической и диалогической речи; привлечение внимания учащихся к народной мудрости на примере материалов урока.

                                      Эпиграф «Больше узнаешь – сильнее станешь»

  1. Релаксация.

Сегодня мы продолжаем изучение о БСП. Но сначала я хочу у вас спросить: кто из вас планирует поступать после школы в учреждения высшего образования?

-Значит, некоторым предстоит сдавать ЦТ по русскому языку. Путь этот тяжелый, но «дорогу осилит идущий», ведь народная мудрость гласит »Больше узнаешь – сильнее станешь», это и есть эпиграф нашего урока. Ну что, в путь? Предлагаю ознакомиться с одним из заданий ЦТ

СЛАЙД 2

А17 Укажите БСП, в котором на месте  пропуска ставится двоеточие, так как вторая часть указывает на причину

  1. Он ушел _ внизу тут же начался оживленный разговор.
  2. Ждали Соколова положенное время_ он все не приходил.
  3. Виктор Петрович удивился_ почему его никто не ищет?
  4. Он сделал шагов десять и замер_ с улицы во двор влетели три черные машины.
  5. Обращаться со словом нужно честно_ оно высший подарок человека.

 

Проанализируйте формулировку задания и определите, что должен знать и уметь выпускник, чтобы выполнить данное задание?

  1. Постановка целей и задач урока.

Знать –какие предложения называются бессоюзными

           - какие смысловые отношения между частями

          - правила постановки знаков препинания в БСП

Уметь – отличать БСП от других сложных предложений

           - определять смысловые отношения между частями

          - правильно расставлять знаки препинания в БСП

Вот мы с вами и озвучили цели урока. А теперь приступим к их реализации. Открыли тетради, записали дату, тему. Обращаю ваше внимание на оценочные листы у вас на партах.

  1. Актуализация опорных знаний. Блиц-опрос.

-Что такое БСП?

- Чем отличается БСП от других сложных предложений?

- Какие знаки препинания ставятся в БСП?

- Какими двумя способами соединяются простые предложения в сложном?

-В ССП отношения между частями называются (сочинительными)

- В СПП отношения называются (подчинительными)

-В БСП отношения могут быть (перечислительные, причинные, условные, изъяснительные, временные, сравнительные…)

-Отношение частей в БСП определяет (знак препинания)

  1. Следующий этап нашего урока. Проверка домашнего задания.
    • учащихся представляют кластер по теме «Тире в БСП» Слайд 3)

 

  1. а) Обобщение знаний и умений учащихся. Практическая групповая работа. Слайд 4

Перестроить СПП в БСП, соблюдая условия постановки тире. Указать смысловые отношения. 1. Если человек здоров, то его жизнь может быть многогранной и полноценной. 2. Когда придет весна, все вокруг зацветет. 3. Чем ярче солнце, тем яснее день. 4. Солнце дымное встает, так что будет день горячий. 5. Не пугали ее изнуряющие будни, а пугало необычное. 6. Наши пряли, а ваши спали.

 

1группа – условные, 2 – временные, 3 – противительные, 4 – сравнение

Слайд 5 (ключ)

  1. [ ] – [ ] Условие 2. [ ] – [ ] Время 3. [ ] – [ ] Сравнение 4. [ ] – [ ] Вывод 5. [ ] – [ ] Противопоставление
  2. [ ] – [ ] Противопоставление

б) Лаборатория лингвиста. Рубрика «это интересно и познавательно» (участница олимпиадного движения представляет сообщение о появлении знака тире-«молчанка» в русском языке.)

Физкультминутка. Гимнастика для глаз

в) Работа с учебником, упр. 277. Устная работа. По модели БСП с временными и условными отношениями строятся пословицы. Продолжить пословицу по началу.

Мир строит – (война разрушает). Совесть потеряешь – (другой не купишь). Поспешишь – (людей насмешишь). Разумно жить – (минутой дорожить. Век живи – (век учись).

г) Графический диктант. К заданным предложениям составить схемы. Слайд 6

  1. Ночь уже ложилась на горы_ и туман начинал бродить по ущельям. 2. Свойство зеркальце имело _говорить оно умело. 3. Он работал за четверых_ дело спорилось в его руках. 4. Достанете разрешение _я прихвачу вас с собой. 5. Представьте себе_ в эту ночь никакого тумана! 6. Ближе подходили к городу_ роднее и знакомее были для нас места. 7. Глаза страшатся_ руки делают. 8. Воображение _великий дар природы.

Слайд 7 (ключ к графическому диктанту)

  1. [ ],и [ ] ССП 2. [ ] : [ ] 3. [ ] – [ ] 4. [ ] – [ ] 5. [ ] : [ ] 6. [ ] – [ ]
  2. [ ] – [ ] 8. Простое

 

д) Творческая работа. Друдлы. По смыслу рисунков учащиеся в группах составляют слова, пословицы, используя БСП с тире.

  1. Итоговый контроль. Тест «Бессоюзное сложное предложение». Слайд 8

А. Отметьте верные утверждения: 1)Сложные предложения, части которых связаны между собой по смыслу и интонационно, называются бессоюзными 2)  В состав БСП могут входить два и более простых. 3) По строению БСП делятся на предложения с последовательным, однородным и неоднородным подчинением. 4) В БСП смысловые отношения определяют постановку знаков препинания.

Слайд 9

Б. Укажите БСП 1) Развитие шахматной партии в компьютер вводилось не полностью: так было решено заранее. 2) Дул ветер,  в окно летели брызги дождя , небо не прояснялось. 3) Повсюду: в птичьих трелях, в трескотне кузнечиков, в шуршанье букашек – жужжит и звенит голос степи. 4) Твоя единственная обязанность – быть верным самому себе. 5) Упустишь минуту – потеряешь час.

Слайд 10

В.  В каких БСП на месте пропуска ставится тире ? 1) Никто этого не ждал_ это случилось. 2) Тренер уверен _ уже в следующем году ребята из команды смогут пополнить ряды сборной Беларуси. 3) Хлопали двери _ скрипели ступени, приезжие таскали сумки. 4) Получишь профессию _ можешь считать себя взрослым человеком.

 Слайд 11 (ключ)

А 1,2,4 

Б 1,2

В 1,4

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценочный лист + бонусные баллы. Выполнение пробного задания из ЦТ. Слайд 2

 

 

Оценочный лист

Ф.И. _____________________

Критерии отметки

Кол-во баллов

Примечание

1.    За блиц-опрос (знание определений) 1 балл

 

 

2.    За работу в группу ( рассуждал, приводил примеры, формулировал выводы) 2 балла

 

 

3.    За устную работу, составление пословиц 1 балл

 

 

4.    За выполнение домашнего задания (таблицы, кластер) 1 балл

 

 

5.    Графический диктант 2 балла

 

 

6.    За правильное выполнение итогового теста 2 балла

 

 

Итого

 

 

 

  1. Домашнее задание параграф 29-32, упр. 254 (обязательное), выписать из поэмы «Герой нашего времени» 5 предложений с БСП (индивидуальное)

 

Оценочный лист

Ф.И. _____________________

Критерии отметки

Кол-во баллов

Примечание

7.    За блиц-опрос (знание определений) 1 балл

 

 

8.    За работу в группу ( рассуждал, приводил примеры, формулировал выводы) 2 балла

 

 

9.    За устную работу, составление пословиц 1 балл

 

 

10. За выполнение домашнего задания (таблицы, кластер) 1 балл

 

 

11. Графический диктант 2 балла

 

 

12. За правильное выполнение итогового теста 2 балла

 

 

Итого

 

 

 

  1. Домашнее задание параграф 29-32, упр. 254 (обязательное), выписать из поэмы «Герой нашего времени» 5 предложений с БСП (индивидуальное)

 

свернуть

Учебное занятие по учебному предмету "Беларуская мова" ў 5 класе. Настаўнік Паўлюкова Таццяна Уладзіміраўна

Тэма "Змяненне дзеясловаў па асобах і ліках, правапіс канчаткаў"
развернуть

Настаўнік: Паўлюкова Таццяна Уладзіміраўна

Беларуская мова. 5 клас

 

Тэма: Змяненне дзеясловаў па асобах і ліках, правапіс канчаткаў

Мэта: паўтарыць і пашырыць веды вучняў пра часы дзеяслова, пра змяненне іх па асобах і ліках, правапіс асабовых канчаткаў.

Задачы: 1) стварыць педагагічныя ўмовы, пры якіх вучні адновяць веды пра спражэнне, лік, час, асобу дзеясловаў; 2) садзейнічаць выпрацоўцы навыкаў ужываць дзеясловы ў вусным і пісьмовым маўленні; паўплываць на выхаванне адказнасці за свае справы і ўчынкі.

Тып урока: паўтарэнне і замацаванне вывучанага.

Абсталяванне: эпіграф, дзве карткі для працы.

Эпіграф:

Той дзень прапаў і страчаны навекі,

Калі ты не зрабіў таго, што мог;

Калі не паспрыяў ты чалавеку,

Няшчыры быў, зманіў, не дапамог…

Пімен Панчанка

 

Ход урока

 

  1. Арганізацыйны момант

Зварот да эпіграфа. Гутарка паводле яго зместу:

  • Пра што гаворыцца ў радках верша Пімена Панчанкі “Той дзень прапаў і страчаны навекі…”?
  • Як вы разумееце словы з верша “… калі не паспрыяў ты чалавеку…”?
  • Да чаго неабходна імкнуцца, каб дзень не прапаў, не знік, а быў пражыты хораша, добра?

 

Настаўнік: Сёння мы зробім усё, каб урок не прапаў дарэмна, будзем спрыяць адзін аднаму, будзем шчырымі, не будзем маніць.

 

  1. Актуалізацыя ведаў
  2. Арфаграфічная хвілінка (правапіс галосных о, э – а).

Вучні запісваюць словы парамі, ставяць націск, фармулююць правіла правапісу гэтай арфаграмы.

Дом – дамы, будоўля – будаваць, колас – каласы, золата – залаты, цэн – цана, стрэхі – страха, сэрца – сардэчны, рэчка – рачны.

 

  1. Праверка дамашняй работы.
  2. Праверачная работа (у час праверкі дамашняй работы два вучні працуюць ля дошкі).

Картка 1

Замяніце словазлучэнні дзеясловамі ў неазначальнай форме.

Прымаць удзел – удзельнічаць, аказаць дапамогу - ______________, аддаць загад - _______________, кінуць погляд - __________________, прыняць рашэнне - _______________, даць параду - ___________________.

Картка 2

Замяніце словазлучэнні дзеясловамі ў неазначальнай форме.

Прыйсці са спазненнем - спазніцца, стаць здаровым - ______________, весці гутарку - _______________, адносіцца з павагай - __________________, пакласці ўганаенне - _______________.

Адказ: дапамагчы, загадаць, паглядзець, вырашыць, парадзіць.

Адказ: выздаравець, гутарыць, паважаць, угнаіць.

  • Матывацыйны этап
  1. Слова настаўніка.

На мінулым уроку мы адзначылі, што Марфалогія ў сваёй краіне размеркавала словы па пэўных групах паводле іх значэння і граматычных прымет. Назавіце прыметы, па якіх пад сцяг “Назоўнік” былі сабраны ўсе назоўнікі (Абазначае прадмет; мае формы роду, ліку, склону) Скажыце, а па якіх прыметах дзеясловы сталі пад сцяг “Дзеяслоў”? (Абазначае дзеянне прадмета, змяняецца па часах, спрагаецца, гэта значыць змяняецца па асобах і ліках.)

  1. Паведамленне тэмы ўрока.
  2. Выкананне практыкавання.

Настаўнік: Звернемся да практыкавання 85, прачытаем заданні да яго

? Для чаго спатрэбяцца веды і ўменні, якія сёння паўторым?

Гімнастыка для вачэй

Фізкультхвілінка

Я жыву ў Беларусі.                  (Рукі ўбакі)

Сімвал Беларусі – бусел.         (Махі рукамі)

Ён гняздуе на страсе,               (Тупаем нагамі)

Жабаў ловіць па расе.              (Кіўкі галавой)

Любіць ён усіх людзей,           (Рукі ўперад)

Крылы – ветразі надзей.          (Махі рукамі)

Сам лунае ў вышыні,                (Рукі ўверх)

Беражэ спакой зямлі.                (Рукі ўніз)

  1. Інфармацыйна-пошукавы этап
  2. Вусная праца (практыкаванне 86).
  3. Франтальная гутарка.
  • Чым неабходна кіравацца, каб вызначыць асобу дзеясловаў?
  • Чым вы кіраваліся, калі вызначалі лік дзеясловаў?
  1. Праца з табліцай (практыкаванне 87).
  2. Франтальнае апытванне.
  • На што ў гэтай табліцы трэба звярнуць увагу?
  • Чым адрозніваюцца паміж сабою дзеясловы I і II спражэння?
  • Чаму ў табліцы выдзелены канчаткі дзеясловаў як I, так і II спражэння ў 3-й асобе множнага ліку?
  • Які вывад можна зрабіць?
  • Што такое спражэнне дзеяслова? (Змяненне па асобах і ліках)
  • Якім чынам можна праверыць, што спражэнне дзеяслова вызначана правільна? (Паставіць яго ў форму 3-й асобы множнага ліку)
  1. Трэніровачна-карэкцыйны этап
  2. Самастойная праца.

Карыстаючыся табліцай з практыкавання 87, праспрагайце дзеясловы, абазначце канчаткі.

I варыянт: ісці, чытаць; II варыянт: гаварыць, любіць.

  1. Выкананне задання (адзін вучань працуе на дошцы, а клас – у сшытках).

Запішыце сказы. Падкрэсліце дзеясловы як члены сказа, вызначце іх час, лік асобу, спражэнне.

  • Ідзе паважнаю хадою, нясе бліны пад барадою (певень) (ц.ч., адз.л., 3-я ас., I спр.).
  • Два браты ў ваду глядзяць, а разам не сходзяцца (берагі) (ц.ч., мн.л., 3-я ас., II спр.).
  1. Франтальная праверка працы.

Растлумаце, як вызначалі час, лік, асобу, спражэнне дзеясловаў.

  1. Самастойная праца.

Картка №3

Запішыце сказы. Устаўце прапушчаныя літары. Вызначце час, лік, асобу, спражэнне дзеясловаў.

1.  Сонца грэе, колас спее. Каласіста спелай ніве ні..ка кланяецца жнівень (Язэп Пушча).

2.  Чую, як міжзорныя ракеты пралятаю..ь недзе нада мной (Максім Танк).

3.  Над стрэхамі хат вывіваюцца лё..кія празрыстыя дымкі (Ян Скрыган).

 

  1. Франтальная праверка.

Настаўнік. Назавіце дзеясловы, у якіх цяжка было вызначыць спражэнне. (Кланяюцца, вывіваюцца.) Гэта зваротныя дзеясловы. Вывучаць мы будзем іх у сёмым класе. Каб вызначыць спражэнне гэтых дзеясловаў, неабходна аддзяліць ад іх частку –ца ці –цца, затым аддзяліць канчатак, па канчатку вызначаецца спражэнне.

 

  1. Падагульняльна-рэфлексійны этап
  2. Падагульняльная гутарка.
  • Дзеясловы якога часу спрагаюцца?
  • Што такое спражэнне дзеяслова?
  • Чым адрозніваюцца дзеясловы I і II спражэння?
  • Як можна праверыць, ці правільна вызначана спражэнне дзеяслова?
  1. Рэфлексія.
  • Як вы ахарактарызуеце сваю дзейнасць на ўроку?
  • Ці не марна патрачаны час і сілы? Чаму?
  • Ці засталіся пытанні, над якімі яшчэ трэба працаваць?

 

  • Выстаўленне і каменціраванне адзнак
  • Заданне на дом з каментарыем
  • 10, пр.89
свернуть